На экраны выходит заключительный сезон «Игры престолов». Самое время подвести итоги: восемь лет истории, 34 награды и миллионы поклонников. плацкарт же решил начать с истоков. Мы хотим ближе познакомить читателей с отцом «Игры Престолов», автором, который создал альтернативную вселенную еще в прошлом столетии. Джордж Мартин в интервью NY Times[*] отвечает на актуальные вопросы фанатов, рассказывает о том, как на жителей Вестероса повлияла история Средневековья, нынешний президент США и глобальное потепление.
«Я — ЛЮБИТЕЛЬ ИСТОРИИ, ОСОБЕННО ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ»
— Кто больше всего напоминает вам Трампа? Дэн Уайс (один из создателей и авторов «Игры престолов». — Авт.) сказал, что персонаж, который больше всего напоминает ему Трампа, — это Ходор, потому что тот бесконечно повторяет свое имя.
— Забавный вопрос. Даже во время избирательной кампании я сказал, что Трамп напомнил мне, по большей части, Джоффри. У них одинаковый уровень эмоциональной зрелости. Джоффри любит напоминать всем, что он король. Думает, что титул дает возможность делать что угодно. Хотя мы не абсолютная монархия, как Вестерос, мы — конституционная республика. Трамп, похоже, не знает, что это значит. Он считает, президентство дает ему возможность делать все, что вздумается. И так, да, Джоффри — Трамп.
— Как вы относитесь к рыжим?
— Я люблю рыжих! Я женат на рыжей красотке и знал других рыжих в прошлом. Но мне также нравятся блондинки, брюнетки и другие. Даже те женщины, которые время от времени бреют головы. Так что… я думаю, рыжие — удивительны.
— Многие наблюдатели отмечают, что «Игра престолов» — идеальная метафора для понимания изменения климата. Что вы думаете об этой интерпретации?
— Я начал писать «Игру престолов» еще в 1991 году, задолго до того, как кто-то говорил об изменении климата. Но да, в очень широком смысле есть определенная параллель. Люди в Вестеросе ведут свои индивидуальные битвы за власть, статус и богатство. Борьба за престол настолько отвлекает их, что те игнорируют угрозу «наступления зимы», которая может уничтожить их всех и разрушить их мир. И здесь, я думаю, есть четкая параллель с реальной жизнью на нашей планете, где мы ведем наши собственные сражения.
Внешняя политика, внутренняя политика, гражданские права, социальная ответственность, социальная справедливость — все эти вещи важны. Но пока мы разрываемся над этим и тратим так много энергии, существует угроза изменения климата, которая, на мой взгляд, убедительно доказана 99,9% научного сообщества. И это действительно может разрушить наш мир. Мы игнорируем это и продолжаем беспокоиться о следующих выборах и работе, — что, безусловно, очень важно, особенно будет важно, когда наши города окажутся под океаном. (Смеется).
Читайте также интервью с Чарльзом Буковски: жизнь и писательство.
— Чему наши нынешние политические лидеры могли бы научиться у Вестероса?
— Я думаю, что в мире Семи Королевств Вестероса происходит много всего, что может стать уроком для любого правителя: прошлого или настоящего. У нас нет королей. У нас есть президенты, конгрессмены и все такое. Не суть. Речь идет о том, что, уходя с поста президента, нужно быть уверенным, что покидаешь страну в лучшем состоянии, чем ты ее принял. Этот принцип должен быть самым важным для любого, кто решает баллотироваться или заниматься какой-либо государственной службой. Вы делаете мир лучше? Вы здесь, чтобы служить людям, а не себе.
— Когда вы начали создавать этот странный, кровавый и извращенный мир, вы могли представить, что он станет таким популярным?
— Нет. Конечно, я надеялся, что он станет популярным. Я имею в виду, вы пишете книгу или серию книг с надеждой, что люди будут читать их и наслаждаться ими, и что достаточно людей купят их, чтобы вы могли продолжать платить налоги и писать другие книги. А значит, всегда надеетесь на определенный уровень популярности. И мне в этом плане очень повезло. Моя карьера переживала взлеты и падения с тех пор, как я продал свою первую книгу в 1971 году. Но было больше взлетов, чем падений: я получал награды, у меня были книги, которые хорошо продавались. Но ничто не может сравниться с «Игрой престолов». Книга превзошла все мои ожидания еще до экранизации. Конечно, успешный телесериал принесет вам большую популярность. Но «Игра престолов» не была успешным телесериалом. Это — самый успешный сериал в мире. Никто не мог этого предвидеть, и, конечно, я тоже не мог этого предвидеть, нет.
— Какие ваши любимые книги и сериалы?
— О Боже, их так много. Любимые книги, конечно, «Властелин колец», фантастика Джека Вэнса, одного из моих любимых авторов, Роберта Хайнлайна, чьи работы прорезали мне зубы, многие другие великие представители научной фантастики и фэнтези.
Но я читаю и много других вещей, помимо научной фантастики. Я люблю работу Бернарда Корнуэлла, который занимается исторической фантастикой. Конечно, я люблю «Великого Гэтсби». Я люблю много мистических романов и триллеров. В настоящее время читаю и наслаждаюсь многими книгами Ли Чайлда о «Джеке Ричере», с которыми недавно столкнулся. Я был большим поклонником Стивена Кинга — одного из величайших писателей нашего времени. Знаете, так много книг, так мало времени.
Что касается телевидения, я был первым его поколением. Я вырос на телевидении и все еще его смотрю. Мы живем в золотой век телевидения. Сейчас идет потрясающее количество потрясающих шоу, такие как «Лучше позвони Солу», а перед этим «Сломка», снятая здесь, в Альбукерке. HBO делает невероятные вещи: «Клан Сопрано», «Рим», «Двойка». Я люблю все это, люблю некоторые комедии. «Теория большого взрыва» — моя любимая комедия. Существует действительно больше хороших телешоу, чем вы можете представить.
— Вы считаете себя любителем истории?
— Я считаю себя любителем истории, особенно древней и средневековой.
Читайте также книгу о любви и магии «Всего лишь фокусник».
— Какие-нибудь конкретные исторические личности и события вдохновляли вас на создание персонажей и сюжетов «Игры престолов»?
— Да, английские Войны роз, войны между Йорками и Ланкастерами. Но даже после Войны роз, которая является довольно очевидным источником вдохновения, я много читал о Столетней войне, Крестовых походах, Албигензийском крестовом походе (шестой крестовый поход под руководством императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена, состоявшийся в 1228—1229 годах. — Авт.).
Мне интересно что-то узнавать об испанской средневековой истории, немецкой средневековой истории, скандинавской средневековой истории, русской и т. д. Но, к сожалению, на английском языке не так много источников, как из истории английского и французского средневековья. Я также люблю древнюю историю греков, римлян, Александра Македонского и его преемников. Все это очень увлекательные вещи.
— Какие еще ваши работы вы хотели бы видеть адаптированными?
— Что ж, в настоящее время мы работаем над «Дикими Картами», которые я редактировал последние 30 лет. Результат, я надеюсь, выйдет на телевидении в ближайшие год или два. У меня есть 100 коротких рассказов и пять или шесть других романов. Некоторые из них отлично подходят для экранизации. Некоторые не подходят. Я думаю, что больше всего мне хотелось бы увидеть мой исторический роман ужасов «Грезы Февра», роман о вампирах. Вероятно, это была моя самая известная книга до «Игры престолов». И я думаю, она одна из моих лучших. Я хотел бы стать зрителем в своей собственной истории.
— Где бы вы жили: в Вестеросе или Эссесе?
— О, я бы, наверное, выбрал свободный город Браавос в Эссесе. Отличное место для жизни.
— Аудитория узнает больше о предыстории Джоанны Ланнистер, особенно ее отношениях с Тайвином и ее детьми?
— Нужно продолжать читать книги, чтобы узнать.
— Она прожила достаточно долго, чтобы встретиться с Тирионом, и любила ли она его?
— Читайте книгу.
Перевод: Аня. Редактура: Паша. Источник: NY Times.
Сделайте вклад в развитие издания «плацкарт».
Это позволит нам создавать новые тексты, экранизации произведений, подкасты и переводы уникальных литературных артефактов.
ПриватБанк: 5363 5420 6001 3282
Монобанк: 5375 4141 1405 3506
Спасибо.